суббота, 30 октября 2010 г.

Bookmix.ru

Сегодня, 30 октября, в истории


В этот день родились:


1751 — Ричард Бринсли Шеридан (на фото), англо-ирландский писатель и политик.

Родился в Дублине, на модной в те времена улице Дорсет-стрит, 12 (позднее на Дорсет-стрит родился Шон О'Кейси), и был крещён 4 ноября. Его отец Томас Шеридан был театральным менеджером, работал в то время в Дублинском Королевском Театре, а мать, Френсис Шеридан, писательницей («Мемуары Сидни Биддалфа»). Она умерла, когда Шеридану было 15 лет.

Закончил Харроу, обучался законоведению.

В 1773, в возрасте 21 года, Ричард Шеридан женился на Элизабет Линли. Менее чем через два года его первая пьеса, «Соперники», была поставлена в «Ковент-Гардене», в Лондоне. Постановка имела успех, что помогло Шеридану войти в фешенебельные круги Лондонского общества.

Вскоре после успеха «Соперников» Шеридан и его тесть Томас Линли старший (англ.), успешный композитор, поставили оперу, Дуэнья. Пьеса была принята очень тепло и труппа дала еще 75 представлений.

В 1776, Шеридан, его тесть, и еще один партнер, купили долю в театре «Друри-Лейн» и, два года спустя, выкупили его полностью. На протяжении многих лет Шеридан был управляющим театра, а позже стал единственным владельцем. В дальнейшем все его пьесы были поставлены в этом театре. 24 февраля 1809 театр сгорел дотла.

Написанная им в 1777 году «Школа злословия» (The School for Scandal) — одна из лучших английских комедий нравов. Продолжение последовало в «Критике» в 1779 году.

В 1780, Шеридан вступил в Парламент в качестве союзника Чарльза Джеймса Фокса . Он, как говорят, заплатил членам парламента Стаффорда по пять гиней дабы представлять их. Как результат, его первая речь в Парламенте была ответом против обвинения в подкупе. Когда он не был переизбран в Парламент 32 года спустя, в 1812, его кредиторы окружили его, и последние годы жизни были омрачены долгами и разочарованием. На слушании по поводу его долгов американский Конгресс предложил Шеридану 20 000 фунтов в качестве признания его усилий в предотвращении войны за независимость. Предложение было отвергнуто.

В декабре 1815 года он заболел и почти не вставал с постели. Никто не навещал его, драматург умер в полной нищете. Когда же Шеридан умер, его похоронили в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

1762 — Андре Мари де Шенье, французский поэт.
Андре Шенье
Родился в Стамбуле в семье французского дипломата. Воспитывался в Париже, где у матери был салон, который посещали многие литераторы, учёные и художники.

Условно жизненный путь Шенье можно разделить на два основных этапа. Первый этап жизни Шенье ознаменовался лишь путешествиями в Швейцарию и Италию. К этому времени относятся поэтические произведения Шенье на античные мотивы, а также стихи о привольной молодой жизни в Париже.

По возвращении из Англии, совпавшему с событиями 1789 года, начинается второй период короткой жизни Шенье, который печально закончился его смертью на эшафоте. Шенье выступает в это время уже вдумчивым и смелым патриотом и общественным деятелем, и это находит отражение в его поэтическом творчестве. Внимание и наблюдательность Шенье, которые он проявлял к жизни, заметны в его ранних заметках о различных характерах, позволяющих сравнивать Шенье с Лабрюйером. Но теперь Шенье не только наблюдатель, но и участник жизни. В 1789 г. Шенье состоял в «Обществе Трюдэнов», основанном его друзьями и товарищами по Наваррскому коллежу, братьями Трюдэнами и де Панжами. Вместе с ними он горячо приветствовал революцию. Само название печатного органа общества: «Journal de la société de 1789» характеризует царившие настроения.

Однако Шенье и его друзья обеспокоены антиконституционной деятельностью клубов, нарушавшей правильную и спокойную созидательную работу уполномоченных страны. Брат Шенье Мари-Жозеф сближается с якобинцами, но сам Андре возлагает все надежды на деятельность законодателей. Об этом и первая политическая статья Шенье: «Совет французскому народу о его настоящих врагах», датированная 28 августа 1790 г. Под врагами народа Шенье подразумевал якобинцев; он продолжал критиковать их в своих статьях, появившихся в 1792 г. в журнале «Journal de Paris». Наиболее известная из них посвящена празднеству восставших солдат швейцарского полка Шатовье. Шенье выступал с речами в клубе «Фельянов», и именно этот успех привёл Шенье в журналистику. С увлечением политикой политизируется и его муза: Шенье пишет оду Шарлотте Корде. Она примечательна тем, что отражает отношение Шенье к политике. В противоположность своему брату, Шенье держится в высшей степени гордо и независимо. Он обличает демагогов, в которых видит новую породу льстецов. Сам он при этом примеряет красивую тогу одинокого и непонятого. «Хорошо, честно и сладостно, — пишет он в одной из статей, — ради строгих истин подвергаться ненависти бесстыжих деспотов, тиранящих свободу во имя самой свободы». Горьким предсказанием звучит в оде к Шарлотте Корде восхваление «благородной презрительной усмешки», с которой надо встречать казнь за свои убеждения. Самыми жёсткими к якобинцам были статьи в «Journal de Paris»: «О причинах распрей, приводящих в смятение Францию и останавливающих введение в ней свободы» (26 февраля 1792 г.) и «Письмо Людовика XVI к французскому народу». Шенье предлагал даже произнести речь в защиту короля.

Такого рода политическая деятельность сама по себе в те времена горячей борьбы представляла опасность. Якобинцы его откровенно ненавидели. В 1792 г. он на время оставляет Париж и в тиши Версаля, созерцающим отшельником, вновь целиком отдаётся поэзии. Осталось неизвестным, почему в самый разгар террора 1793 г. Шенье вернулся в Париж. Он был арестован 7 марта 1794 г. по подозрению в сношениях с роялистами и был казнён на гильотине 25 июля 1794 г. (8 термидора II года) вместе с Жаном Руше.

1806 — Степан Петрович Шевырёв, русский литературный критик, историк литературы, поэт.
Степан Шевырёв
Родился в Саратове. Получил домашнее образование, окончил с золотой медалью Благородный пансион при Московском университете (1816—1822). Служил в Московском архиве коллегии министерства иностранных дел. Входил в литературно-философский кружку «любомудров», в котором участвовали А. И. Кошелев, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский. Участвовал в организации и издании литературного журнала «любомудров» «Московский вестник» (1827—1830). Вместе с В. П. Титовым и Н. А. Мельгуновым перевёл книгу «Об искусстве и художниках» Л. Тика и В. Г. Вакенродера.

Был учителем сына Зинаиды Волконской. Вместе с ним жил за границей в 1829—1832, изучая историю искусства и архитектуры в Швейцарии и Италии. По возвращении защитил диссертацию «Дант и его век» (1833). В должности адъюнкта читал курс по истории всеобщей словесности в Московском университете с января 1834. Получив степень доктора философии за сочинение «Теория поэзии в историческом ее развитии у древних и новых народов» (1836), стал профессором Московского университета (с 1837).

В 1835—1837 был ведущим критиком журнала «Московский наблюдатель». Совместно с М. П. Погодиным издавал и редактировал журнал «Москвитянин» (1841—1856).

Являлся сторонником монархической идеи «Православие, Самодержавие, Народность», скептически относился к идеализированию общины славянофилами. Во время потасовки с графом Бобринским на заседании Общества московских художников (1857) сломал ребро, был уволен со службы и в 1860 г. навсегда покинул Россию.

1821 — Фёдор Михайлович Достоевский, русский писатель и мыслитель.
Федор Достоевский
Родился в Москве. Он был вторым ребенком в семье.

В 1837 году происходит ряд важных для судьбы писателя событий: умирает его мать, Мария Федоровна, погибает на дуэли А.С.Пушкин, произведениями которого Ф.М.Достоевский зачитывался с детства, кроме того, именно в этом году Федор Михайлович поступает в военно-инженерное училище в Петербурге.

Через два года, в 1839 году Достоевский получает весть об убийстве своего отца, Михаила Андреевича, крепостными крестьянами.

Свой творческий путь Достоевский начинает как переводчик: в 1843 году выходит переведенная им "Евгения Гранде" О. де Бальзака. Однако уже через год в 1844 году Достоевский пишет свое первое самостоятельное произведение, которое сразу же принесло ему шумную славу - "Бедные люди" (опубликовано в 1846).

Следующая повесть автора "Двойник" была встречена недоумением со стороны критиков.

В 1849 году Ф.М.Достоевский был арестован за участие в кружке М.В.Петрашевского. После 8-имесячного судебного следствия писатель был признан виновным "в умысле на ниспровержение… государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, который в последний момент был заменен гражданской казнью, лишением дворянских прав и четырьмя годами каторги с последующей сдачей в солдаты.

Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорен, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика.

Там же познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой, ставшей впоследствии его первой женой.

Негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов, хотя разрешение жить в Петербурге было получено еще в 1859.

В 1864 умирает жена Достоевского, и в 1867 году Достоевский женится снова - на Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала добрым гением писателя: помогла преодолеть страсть к игре в рулетку, облегчила процесс творчества.

Последние годы своей жизни Достоевский провел в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти восемь лет стали самыми плодотворными в жизни писателя: были созданы романы "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".

Зимой 1881 года произошло обострение болезни писателя - эмфиземы, которое и привело его к смерти.

1855 — Пётр Петрович Гнедич, русский писатель, драматург, переводчик, историк искусства, театральный деятель.
Пётр Гнедич
Родился в Санкт-Петербурге. Сын инженера путей сообщения. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (1875—1879; не окончил).

Дебютировал в печати рассказами в журнале «Нива» в 1877.

С конца 1870-х годов печатал романы, повести, очерки, фельетоны, юморески, стихотворения, рецензии в газете «Санкт-Петербургские ведомости», журналах «Кругозор», «Шут», «Осколки» и многих других изданиях. Выпустил сборники «Повести и рассказы» (1885), «Семнадцать рассказов» (1888), «Новые рассказы» (т. 1—2, 1890), «Кавказские рассказы» (1894), «Мгновенье» (1896) и другие, также сборники фельетонов «Песьи мухи» (т. 1—3, 1905—1908).

Автор романа «Китайские тени» («Русский вестник», 1894; отдельное издание 1895), «Ноша мира сего» (1899), «Туманы» (1899), «Купальные огни» (1900)

Первая пьеса «Дверей не заперли» была поставлена на любительской сцене в 1878, в Александринском театре под названием «Птичка в западне» в 1879. Поставленная в Пушкинском театре в Москве «На хуторе» (1881, издана 1883); многократно ставилась в различных театрах. Успехом пользовались постановки пьес с общей либеральной направленностью, сценической занимательностью, живым диалогом «Перекати поле» (1889), «Горящие письма» (1890), «Зима» (1905), «Холопы» (1907), «Болотные огни» (1909) и другие. Пьесы изданы в сборниках «Шесть комедий» (1887), «Второй том комедий» (1894)

Переводил трагедии Шекспира «Гамлет, принц датский», «Укрощение строптивой».

Автор многочисленных работ по истории искусства, объединённых в книгу «История искусств с древнейших времен» (т. 1—3, 1885; неоднократно переиздавалась), и мемуаров «Книга жизни. Воспоминания. 1855—1918» (Ленинград, 1929).

1871 — Поль Валери, французский писатель.
Поль Валери
Родился в Сете, небольшом городе на побережье Средиземного моря. Его отец был корсиканец, мать — родом из Генуи. Детство и юность Валери прошли в Монпелье, крупном городе неподалеку от Сета. Получив традиционное католическое образование, он изучал право в университете, а затем переехал в Париж, где и прожил почти всю жизнь. Там, в течение некоторого времени, он был близок к кругу поэта Стефана Малларме.

В Париже Валери некоторое время служил чиновником в Военном министерстве. Вскоре он нашел себе другую работу, став личным секретарем Эдуара Лебе, бывшего директора агентства «Гавас». Здесь он проработал около двадцати лет, до самой смерти Лебе в 1922-м. Публиковаться Валери начал еще в университете, но профессионально занялся литературой только в 1920-х. Валери пишет многочисленные эссе, предисловия к произведениям разных авторов, становится страстным оратором. В 1925-м его избирают во Французскую Академию. К этому времени, он уже известная личность во Франции. Он путешествует по Европе, дает лекции на культурные и социальные темы. В Лиге Наций он представляет культурные интересы Франции, и участвовал в нескольких заседаниях.

В 1931-м Валери основывает Международный колледж в Каннах, негосударственное учреждение, изучающее французский язык и культуру. Колледж действует и сейчас.

В 1932-м, на немецком праздновании 100-летия со дня смерти Гёте, он делает основной доклад. Поэту был близок Гёте — Валери разделял его любовь к науке (в особенности, к биологии и оптике).

Валери был членом Лиссабонской Академии наук, состоял в т. н. Национальном фронте писателей (Front national des Ecrivains). Во время Второй мировой войны, Валери сняли с нескольких из этих должностей, из-за его отказа сотрудничать с режимом Виши. Но Валери все эти тяжелые годы продолжал работать и публиковаться, оставаясь заметной фигурой во французской культурной жизни.

В 1900-м году он женился на Жанни Гобийяр, племяннице Берты Моризо и подруге семьи Малларме. У Валери и Гобийяр было трое детей: Клод, Агата и Франсуа.

Валери умер в Париже в 1945 году. Он был похоронен на кладбище в его родном Сете, — на том же кладбище, о котором идет речь в знаменитом стихотворении le Cimetière marin («Кладбище у моря»).

1885 — Эзра Паунд, американский поэт.
Эзра Паунд
Родился в Америке, в штате Айдахо. Он учился в округе Монтгомери (штат Пенсильвания) преподавал романские языки в штате Индиана. В 1908 году он переехал в Лондон, где познакомился с У. Б. Йейтсом и какое-то время был его секретарём. Вскоре он начал публиковать свои первые книги стихов и переводов из итальянских (Гвидо Кавальканти), китайских и японских поэтов. Именно вольные переводы Паунда из китайской поэзии, сделанные по подстрочникам япониста Эрнеста Феноллозы и вышедшие книгой «Катай» в 1915 году, стали для современной англо-американской поэзии образцом того, что мы теперь называем верлибр, или «свободный стих».

Паунд — один из главных представителей поэтического направления, называемого имажизмом. В 1915 году он выпустил книгу «Des Imagistes», которая являлась антологией поэзии и теории имажизма. Начиная с 1920-х годов, Паунд много переводил поэзию с разных языков, одновременно до предела насыщая собственные стихи (соединяемые в грандиозный модернистский эпос «Кантос» («Песни») и публиковавшиеся с 1917 по 1970) цитатами, аллюзиями к широким пластам мировой культуры. Одновременно выступал в печати как критик, анализируя произведения своих современников Т. С. Элиота, Джеймса Джойса, Роберта Фроста, Д. Г. Лоуренса и Эрнеста Хемингуэя. С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

С 1920 году Паунд жил в Париже, c 1925 году в итальянском городе Рапалло. Он приветствовал фашистский режим Муссолини. Во время Второй мировой войны он вёл программы итальянского радио на английском языке, в том числе антиамериканского и антисемитского характера, поддерживал войну против СССР и критиковал внешнеполитический курс Франклина Рузвельта, призывая последнего перейти на сторону Третьего рейха.

В 1945—1948 годах Паунд находился в лагере для военнопленных в Пизе, в 1948-м был отправлен в Вашингтон и отдан под суд за пропаганду фашизма (хотя на самом деле - за свою антиростовщическую деятельность и критику банкократии), однако был признан недееспособным и помещен в психиатрический Госпиталь святой Елизаветы. В 1949 году Паунд был удостоен престижной Боллингеновской премии библиотеки Конгресса (Bollingen Prize) за книгу «Пизанские Кантос», что вызвало настоящий раскол в американской литературной элите. Например, Владимир Набоков отрицательно отзывался о творчестве Паунда.

За время своего больничного заключения Паунд перевёл, в частности, «Шицзин» («Книгу Песен», приписываемую Конфуцию), а также две пьесы Софокла. Он много общался с литературной молодежью, приезжавшей к нему в больницу: с Робертом Лоуэллом, Алленом Гинсбергом и другими. В 1958 году после многочисленных просьб о помиловании со стороны известных писателей Паунд был выпущен из больницы и вернулся в Италию. Он умер в Венеции, через два дня после своего 87-летия, и был похоронен на знаменитом кладбище Сан-Микеле.

1937 — Арон Яковлевич Крупп, советский поэт, бард, классик «туристского» направления в авторской песне.
Арик Крупп
Родился в латвийском городе Даугавпилсе. В войну жил в эвакуации в Алма-Ате, после войны — в Лиепае (Латвия). Окончил Ленинградский институт киноинженеров (1964), по распределению уехал в Минск, работал инженером-оптиком на заводе С. И. Вавилова.

С 1959 г. Крупп начал писать песни на свои стихи. Был лауреатом конкурсов туристской песни I и II Всесоюзных походов молодежи в Бресте (1965) и в Москве (1966), участвовал в Новосибирском фестивале в Академгородке (1968). Крупп был председателем первого минского КСП «Свіцязь». Увлекался горным туризмом и альпинизмом, участвовал в сложных походах по Саянам, Кольскому полуострову, Приполярному и Полярному Уралу.

25 марта 1971 г. Арик Крупп вместе с восемью товарищами погиб под лавиной во время похода в Восточных Саянах.

В этот день скончались:

1760 — Христиан Людвиг Лисков (Christian Ludwig Liscow), немецкий писатель-сатирик (р. 1701).

1909 — Арсений Иванович Введенский, русский литературный критик, библиограф, историк литературы.
Арсений Введенский
Родился 7 ноября 1844 года в Тверской губернии. В 1875 году он окончил духовное училище, позже тверскую семинарию. В 1865 году Арсений Иванович поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет, но не закончил ни одного курса.

В 1876 году были опубликованы первые рецензии и обзоры Введенского. Это было начало его литературной деятельности. Арсений Иванович писал критические статьи, этюды и рецензии в «Слове», «Северном Вестнике», «Вестнике Европы», «Деле», «Ниве», «Историческом Вестнике». В них он давал характеристики таким писателям, как Н.С. Лесков, Н.А. Лейкин, граф Салиас, Всеволод Крестовский, В.Г. Короленко, Ф.М. Достоевский, В.М. Гаршин и многим другим.

В начале 1880-х годов писал критические фельетоны в «Порядке», «Голосе», «Русских Ведомостях», позднее – сотрудничал в «Новом Времени». Пользовался псевдонимом Аристархов.

Под редакцией Введенского вышли собрания сочинений А.С. Грибоедова, И.И. Козлова, А.В. Кольцова, А.И. Полежаева, М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Екатерины II, а также «Полное собрание сочинений» М.Ю. Лермонтова.

Как историк литературы Введенский принадлежал к культурно-исторической школе, поэтому и в этих этюдах художественные произведения неизменно рассматриваются с точки зрения роста общественного самосознания.

1977 — Густав Крклец (Gustav Krklec) (р. 1899), хорватский поэт, публицист, переводчик.

1982 — Ирина Вильде (настоящее имя Дарья Дмитриевна Полотнюк), украинская писательница (р. 1907).

1993 — Антанас Рамонас (Antanas Ramonas), литовский писатель (р. 1947).

События дня:

1888 — Джон Лауд получил патент на шариковую ручку.

Изобретение принципа работы шариковой ручки официально датируется концом 19-го века – 30 октября 1888 года патент получил Джон Лауд (John Loud), в 1916 году – Ван Вечтен Райзберг (Van Vechten Reisberg).

В конце 1930-х годов похожую на современную шариковую ручку запатентовал венгерский журналист Джозеф Ласло Биро. Вообще, он был не только журналистом, но и изобретателем. А шариковую ручку он сконструировал именно из-за того, что приходилось много писать обычным пером, которое требовало чернильницы и оставляло кляксы.

Изобретение казалось многообещающим в денежном плане. Почти сразу патент на производство шариковых ручек выкупили ВВС Великобритании для своих пилотов. Им было крайне неудобно возиться с перьевыми ручками в воздухе. Перебравшись в Аргентину Биро перерегистрировал свой патент и с большой выгодой продал его за $1 млн компании Eversharp. Аргентинская компания наладила первое в мире массовое производство шариковых ручек для всех. Торговля внутри страны шла прекрасно: дешевизна и практичность нового прибора пленили множество покупателей.

Американский коммивояжер Милтон Рейнолдс, путешествуя по Аргентине, случайно купил несколько шариковых ручек на улице. Деловая хватка подсказала Рейнолдсу, какую огромную прибыль можно извлечь из этой простой вещицы, если продавать ее массово. Он навел справки и узнал, что изобретение венгерского журналиста запатентовано всего в двух странах, а крупнейший и богатейший рынок – США – не закрыт для него никакими патентами. Рейнолдс поспешил зарезервировать этот рынок за собой.

В 1943 году он сам запатентовал шариковую ручку в США и наладил ее массовое производство. Как Рейнолдс и предполагал, успех шариковой ручки был огромным. Только за один день в магазине Джимбела в Нью-Йорке было продано 10 тыс. штук. Забавно, что первые покупатели привлекались лозунгом о том, что новая ручка может писать под водой.

Эта простая вещица сделала Милтона Рейнолдса миллионером. Автор изобретения Биро попытался отстоять свое право на патент в американском суде, но проиграл.

А изобретение еще не исчерпало к тому времени весь свой потенциал «создателя миллионеров»: в 1958 году француз Марсель Бик доработал ее и получил сверхдешевую в производстве модель под названием BIC, которая положила начало созданию BIC Corporation, и сегодня контролирующей одну треть рынка продаж шариковых ручек в США.

1938 — в США, на радиостанции CBS состоялась трансляция радиоверсии фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров», стилизованная под прямой репортаж с места событий. Многие американцы поверили в реальность событий, что вызвало невиданную панику.



Источник: BookMix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий